Обещанное. Нудное, но уж такова тема.
(Долго думал, с чего начать. Начну с истории.)
В НАЧАЛЕ всё было просто.
Новичку давали белый пояс.
От усердных занятий, пота, пыли, кровавых потёков и прочих воздействий пояс должен был почернеть. Не до угольной черноты, но отнюдь и не символически.
Потом прилежный ученик становился мастером и получал чёрный пояс. От усердных занятий, палящих лучей солнца, едкого пота и прочих воздействий пояс должен был полинять. Не до белизны, разумеется, но отнюдь и не символически.
Предполагалось, что человек, прошедший обе стадии, станет «подобен богам», т.е. достигнет наивысшей возможной фазы самореализации. (Как правило, таким людям приписывали разнообразные паранормальные способности, от изгнания духов до телепортации и левитации, но это уж отдельная тема.)
Так было в древние времена, и возврата к прошлому уж нет.
Позже система превратилась в простой символический принцип – белый пояс у ученика, чёрный у мастера.
Вся эта идиллия существовала до послевоенных времён, когда специально для европейцев Каваиси Микиноскэ, основатель французской федерации дзюдо, ввёл систему ученических цветных поясов, распространившуюся впоследствии из дзюдо почти во все восточные боевые искусства (кроме, вроде бы, кэндо). Даже в капоэйре, которую назвать восточным боевым искусством можно только с огромной натяжкой (нет-нет, я ничего не имею против капоэйры, и речь не об этом…) – тоже встречаются «системы цветных шнуров, аналогичные поясам».
Никакой единой системы цветных поясов не существует. Как правило, чем темнее пояс, тем ученик ближе к мастерскому уровню. Но поскольку в разных школах, федерациях и даже клубах могут существовать свои вариации на эту тему, то фраза «у меня синий пояс» вне контекста не означает практически ничего. Кроме, разве что, одного: скорее всего, фразу произнёс не мастер, а ученик.
(Нет-нет, я ничего не имею против учеников с синими поясами, и речь не об этом.)
Разумеется, все эти пояса (а также нашивки, лычки, иногда даже цветные свастики на костюмах; нет-нет, я ничего не имею против нашивок, лычек и свастик) – это лишь внешняя сторона. «Пояс – это тряпка», как говорит иногда мой сэнсэй.
Внутренняя сторона системы, как водится, устроена гораздо проще.
Есть ученические уровни и есть мастерские уровни.
Как правило, ученических уровней примерно десять, и они следуют по убыванию чисел натурального ряда.
То есть, от десятого ученического уровня ученик постепенно продвигается до первого ученического уровня, а потом – оп-па! – однажды получает чёрный пояс. Омэдэто годзаймас, ня! ^_^
Как правило, мастерских уровней примерно десять (или двенадцать, но найдите-ка человека с двенадцатым уровнем, который прошёл все двенадцать, а не присвоил себе сразу двенадцатый), и следуют они по возрастанию чисел натурального ряда. То есть, от первого мастерского уровня до десятого мастерского уровня.
Как правило, где-то на четвёртом мастерском уровне, или около того, технический арсенал школы исчерпывается. То есть, на следующих уровнях мастер демонстрирует уже не новые техники (приёмы, упражнения, удары), а развитие и новое понимание.
В разных странах и на разных языках упомянутые уровни называются разными словами.
По-японски ученический уровень – «кю». Скажем, ученик первого уровня (который, вероятно, вскоре станет мастером и носит пока что коричневый пояс) – «иккю», «первый уровень».
Японский термин для мастерского уровня – «дан». Скажем, мастер второго уровня, будь то дзюдо, каратэ или ниндзюцу – «нидан». Известные мне мастера, как правило, совершенно не парятся по поводу цветных нашивок на пояса, даже если таковые и предусмотрены правилами их школы, федерации или клуба, и просто носят чёрный пояс. Или, в неофициальных условиях, «треники и майку».
Особенным шиком, с моей точки зрения, является чёрный пояс, затёртый до состояния «здесь скоро будет дырка». Это означает, что обладатель такого пояса некогда получил мастерский уровень и уже после этого умудрился в процессе тренировок износить пояс до состояния «джинсы».
Ну да, у моего сэнсэя есть именно такой, затёртый до белизны, чёрный пояс. Насколько мой сэнсэй близок к просветлению – не знаю, не мне судить.
Корейский термин для ученических уровней – «гып». Для мастерских уровней – «дан».
Вьетнамский термин для ученических уровней – «кап». Для мастерских уровней – «данг».
В китайских боевых искусствах тоже есть понятие «дан», а есть ли ученические уровни, и как называются – не знаю.
В некоторых школах и сообществах есть экзамены на низшую ученическую ступень, но часто её дают автоматически, по факту заполнения анкеты и/или явки на первую тренировку.

В некоторых сообществах есть церемония принятия в школу, но далеко не везде. А уж написать заявление собственной кровью – это нынче вообще экзотика, да.
И напоследок, чтобы всех запутать, несколько странных фактов. Если вам они не кажутся странными, то вы или совсем ничего не понимаете в описанной системе, или понимаете её достаточно хорошо.
Основатель Дзюдо, Дзигоро Кано, некогда сам себе присвоил двенадцатый мастерский уровень. С тех пор в Кодокан Дзюдо не бывает обладателей даже одиннадцатого уровня, не говоря уж о двенадцатом.
Дзигоро Кано в старости надел «ученический» белый пояс.
Существуют мастера, и их довольно много, которые обладают несколькими различными уровнями в различных боевых искусствах. Например, Томики Кэндзи имел восьмой дан в айкидо и восьмой дан в дзюдо.
Со своим поясом в другую школу (федерацию, клуб и т.д.) не ходят. Если нет предварительной договорённости, крутой мастер, забредший «в параллельный мир», наденет что-то нейтральное: костюм с белым поясом, или вообще «треники и майку». Возможно, уйдёт он с чёрным поясом, но это уж потом.
Существуют школы с двумя десятками пёстрых ученических поясов. Причём каждый пояс надо покупать (по странному совпадению, купить его можно именно в магазинчике этой школы), и без этого пояса к экзамену на следующий пояс не допустят. Такие чудеса эффективного маркетинга и менеджмента есть в Америке; полагаю, больше нигде в мире до такого не додумались бы.
В некоторых системах, в частности, японских, цветных поясов нет, есть понятия «юданся» и «муданся» – «есть дан» и «нет дана». Кое-где мастера, у которых «есть дан», носят самурайские штаны «хакама», а ученики-»муданся» носят обычные штаны от дзюдошного костюма – почти что наши «треники».
В некоторых системах высший пояс мастера – белый. (Это вовсе не означает, что у них низший пояс ученика – чёрный, хе-хе.)
Если я вас очень утомил этим текстом, вы уж извините. А если не очень – задавайте вопросы.
http://ohtori.livejournal.com/818386.html

»

Оставить комментарий

Powered by WordPress

Рейтинг@Mail.ru